"ШАГ" - "Школа активного гражданина"

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся VIII-XI классов в «Школе Активного Гражданина» в 2020/2021 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг (за исключением декабря и мая; смещение «ШАГа» на третий четверг в эти месяцы связано с зимними каникулами и мероприятиями, приуроченными к окончанию учебного года).

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.

Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина» будут, как и в 2019/2020 учебном году, ежемесячно размещаться на Национальном образовательном портале adu.by в соответствующей тематической рубрике.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание может уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.

Дата проведения

Тема единого дня информирования

24.09.2020

«Моя Беларусь: независимость, суверенитет, справедливость»

22.10.2020

«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка»

26.11.2020

«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»

17.12.2020

Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины») Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)

28.01.2021

«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»

25.02.2021

Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)

Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность»

25.03.2021

«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь)

22.04.2021

«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции)

20.05.2021

Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года»

Вариант 2. «Помнить ради будущего» Дополнительно: «Беларусь ‑ спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 7 ‑ 23 мая)

 

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся VIII-XI классов в «Школе Активного Гражданина» в 2019/2020 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг (за исключением декабря и мая; смещение «ШАГа» на третий четверг в эти месяцы связано с зимними каникулами и мероприятиями, приуроченными к окончанию учебного года).

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.

№ пп

Дата

проведения

Тема единого дня информирования

  1.  

26.09.2019

1. «Беларусь – страна ярких спортивных побед» (итоги II Европейских игр)

2. «Профсоюзному движению Беларуси – 115-лет»

подробнее

 

24.10.2019

1. «Я – будущий избиратель»

(выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва)

2. «Внимание и забота – основа белорусской государственной политики» (День матери, помощь ветеранам, пожилым людям, перепись населения)

  1.  

28.11.2019

«Беларусь: развитие в интересах человека» (достижения Республики Беларусь за годы независимости)

  1.  

19.12.2019

1. «Профессиональное образование сегодня – стабильное будущее завтра»

2. «Безопасное и ответственное поведение – наш осознанный выбор»

  1.  

23.01.2020

«Горжусь своими земляками» (Год малой родины)

  1.  

27.02.2020

«Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь

  1.  

26.03.2020

«Мы – граждане мирной и созидательной страны» (День Конституции Республики Беларусь)

  1.  

23.04.2020

«Будущее Родины строить молодым» (молодежная политика в Республике Беларусь, молодежное движение)

  1.  

21.05.2020

«Пад небам Бацькаўшчыны нашай прайшла суровая вайна» (75-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне)

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.


Единый день информирования для учащихся IX–XI классов

Ключевая идея проекта «ШАГ» — создать площадку для активного диалога молодежи с политиками, общественными деятелями, учеными, писателями, журналистами, артистами. Это позволит сформировать у молодых людей критическое мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки.

  

  • Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».
  • Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).
  • Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-го, 11-го) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).
  • Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

1. Планирующий этап:

  • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).

2. Подготовительный этап:

  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.

3. Проведение ток-шоу (45 минут)

  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.

4. Заключительный этап

  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

Дополнительная информация.

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
  • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

 

«Школа Активного Гражданина»

 «ШАГ»

Форма работы

Организационные особенности

ШАГ 1

Сентябрь

Ток-шоу

«100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

«Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему).

Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ...», выбор лучшего вопроса.

ШАГ 2

Октябрь

ШАГ 3

Ноябрь

ШАГ 4

Декабрь

ШАГ 5

Январь

ШАГ 6

Февраль

ШАГ 7

Март

ШАГ 8

Апрель

ШАГ 9

Май

 

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования размещены здесь.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

Тема единого дня информирования 27 сентября 2018 года «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события сентября».  

Тема единого дня информирования 25 октября 2018 года: «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события октября».

Тема единого дня информирования 22 ноября 2018 года: «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события ноября».

ШАГ - 4

20.12.2018
развернуть

   ШАГ 4

20 декабря единый день информирования «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Будущее Беларуси – это мы!» был проведен по следующим информационным блокам: «Благотворительная акция «Наши дети» под патронатом Президента Республики Беларусь»; «Детское “Евровидение-2018”»; «Республиканский семинар-совещание о повышении эффективности строительного комплекса Беларуси».

Ребята активно участвовали в обсуждении вопросов: -Каково, на ваш взгляд, значение акции «Наши дети»? -Как вы думаете, почему благотворительная акция «Наши дети» приурочена к новогодним праздникам? -Беларусь подарила миллионам зрителей по всей Европе потрясающее шоу и множество ярких впечатлений. Как вы считаете, какое значение для нашей страны имеет проведение детского «Евровидения-2018» в Минске? -Как вы думаете, обеспечение многодетных семей жильем будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране? -Почему так важно для семьи, воспитывающей трех и более детей, иметь собственное жилье? В конце мероприятия были подведены итоги. Ребята единогласно считают, что «Дети наше будущее».

свернуть

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ «ШАГ - 3»

22.11.2018
развернуть

22 ноября в нашей школе для учащихся 9-11 классов в рамках проекта «ШАГ» (Школа Активного Гражданина) прошёл единый день информирования «Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события ноября».

В ходе мероприятия учащиеся были ознакомлены с содержанием трёх информационных блоков:

1.«100-летие ВЛКСМ. Встреча Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза молодежи»;

2. «Беларусь – одна из лучших стран для жизни людей»;

3.«Октябрьская революция – это праздник мира и истинных прав человека».

Эти события представила учащимся учитель истории и классный руководитель 11 класса Лозюк Т.Г. в виде мультимедийной презентации и фрагментов видеоматериалов встреч Президента Республики Беларусь с молодёжным активом БРСМ, со студентами ВУЗов г.Гродно.

свернуть

План правядзення адзіных дзён інфармавання у І паўгоддзі 2018/2019 н.г.

развернуть

План

правядзення адзіных дзён інфармавання

у І паўгоддзі 2018/2019 н.г.

 

Дата

Класы

Тэматыка

Адказныя

 

 

 

27 верасня

1 – 4 класы

Вусны часопіс “Шчасце жыць у мірным родным краі”

Сталярчук В.М.

5 – 8 класы

“Падарожжа за тры возера”. віктарына, прысвечаная Сусветнаму Дню турызма

Шалтанюк Л.В.

9 - 11 класы

ШАГ 1 “Беларусь. Сацыяльна – эканамічныя і грамадска-палітычныя падзеі верасня.” “Ганарымся нашымі землякамі”

Лазюк Т.Р.

 

 

25

кастрычніка

1 – 4 класы

“Хто такія акцябраты? хто такія піянеры? Што такое Камсамол?” (Інфармацыйны рынг

“Як гэта было”)

Колб Т.С.

5 – 8 класы

“Гісторыя краіны – гісторыя Камсамола” (інфармацыйна-гістарычны экскурс)

Маркевіч І.А.

9 - 11 класы

ШАГ 2 “Беларусь. Сацыяльна – эканамічныя і грамадска-палітычныя падзеі кастрычніка”. “БРСМ: захоўваючы традыцыі”

Лазюк Т.Р.

 

 

22 лістапада

1 – 4 класы

“Няхай усміхаецца дзяцінства. Мы і нашы правы” (віктарына)

Карповіч М.В.

5 – 8 класы

“Аб правах і абавязках” (інфармацыйны дайджэст)

Крыловіч І.С.

9 - 11 класы

ШАГ 3 “Беларусь. Сацыяльна – эканамічныя і грамадска-палітычныя падзеі лістапада”.

Лазюк Т.Р.

 

 

20 снежня

1 – 4 класы

“Азбука здароўя” (пыталі – адказваем)

Новік А.Г.

5 – 8 класы

“Здароўе – гэта жыццё – беражыце яго” (школа здароўя)

Сіманавец Т.І.

9 - 11 класы

ШАГ 4 “Беларусь. Сацыяльна – эканамічныя і грамадска-палітычныя падзеі снежня”.

Лазюк Т.Р.

 

свернуть

Материалы к проведению занятий Школы Активного Гражданина

развернуть


                   Поздравление Главы государства со 100-летием ВЛКСМ

29 октября 2018 года Сегодня мы отмечаем 100-летие ВЛКСМ. Комсомольское молодежное движение, объединившее миллионы юношей и девушек, стало символом эпохи. Оно вдохновляло на трудовые свершения и борьбу за свои идеалы. Поднимало боевой дух в сражениях с врагом в годы Великой Отечественной войны. Придавало смелости и отваги в минуты принятия последнего решения – отдать жизнь за Родину. Помогало восстанавливать города и села после военной разрухи и пробуждало желание жить, творить, создавать лучшее будущее для новых поколений. История ВЛКСМ – это история нашего народа. Народа честного, целеустремленного и трудолюбивого. Это наша история. Мы сохранили ее и будем продолжать своими достойными свершениями на благо Беларуси. Беречь мир на своей земле, независимость родной страны и наше единство.

http://president.gov.by/ru/news_ru/view/pozdravlenie-s-100-letiem-vlksm-19772/

Встреча Президента Беларуси Александра Лукашенко с активом Белорусского республиканского союза молодежи

29 октября Глава государства считает необходимым повышать в стране роль молодежного движения и четко определиться с основными направлениями работы Белорусского республиканского союза молодежи на современном этапе. Об этом он заявил на встрече с активом БРСМ, приуроченной к 100-летию ВЛКСМ. На юбилейное мероприятие собрались представители разных поколений комсомольцев: от ветеранов движения до нынешних преемников комсомола – активистов БРСМ. С самого начала Александр Лукашенко задал встрече с молодежью неформальный тон – такой формат Президент уже сделал традиционным. Глава государства признался, что на всякий случай даже взял свой комсомольский билет. «Мы встречаемся здесь, во Дворце Независимости, как свидетельство того, что те юные, еще не вставшие на ноги молодые люди не зря погибали на фронтах Великой Отечественной войны, как свидетельство уважения к трудовому подвигу, который совершило их поколение, и того, что мы благодаря им и тем погибшим сделали для нашей суверенной Беларуси, создав и построив это государство», – сказал Александр Лукашенко. Столетие комсомола Президент назвал знаменательным днем для ветеранов организации, нынешней молодежи, продолжателей традиций самого массового молодежного движения. «Видеть вас, преемников союза молодежи, – словно вернуться в свою юность, – отметил Глава государства. – Этот праздник у меня, как и у многих наших соотечественников, вызывает самые светлые и добрые воспоминания. Потому что комсомол – это молодость, неудержимая энергия жизни. Время благородного стремления изменить мир к лучшему».
2 «В этом плане сегодня ничего не изменилось. По-разному мы хотим этот мир изменить, может быть, несколько иными методами, чем раньше. Но мы хотим этот мир изменить к лучшему. Это главная задача нашей молодежи», – сказал белорусский лидер. Александр Лукашенко отметил, что история создания и становления организации далека от романтики: «Первые комсомольцы – это дети революции и страшной гражданской войны (которая была развязана и на территории нашей Беларуси). Сложной эпохи, однозначную оценку которой до сих пор не могут дать ни ученые, ни политики». «Но комсомольцы оставили нам примеры беззаветной преданности Отечеству, искренней веры в идеалы честности и справедливости, достойные подражания», – подчеркнул Президент. Он напомнил, что в начале прошлого века юноши и девушки в буквальном смысле возрождали страну. При этом работать и жить часто приходилось в тяжелейших условиях. «Но был энтузиазм. Было искреннее желание стать полезным для своей Родины, взять на себя ответственность за ее будущее. Меньше всего молодежь того поколения думала о материальных благах. Это было поистине патриотическое движение», – сказал белорусский лидер. «И как бы ни хотелось кому-то исказить эту историю, изложить по-своему, но она подкреплена реальными фактами, цифрами, документальной хроникой. На старых кадрах мы видим искренние, одухотворенные лица. Такое не сыграешь», – добавил Александр Лукашенко. Говоря о критике комсомольского и молодежного движения, Александр Лукашенко обратил внимание, что это было всегда: «Я тоже критиковал наших лидеров комсомольских за некую заорганизованность, формализм и так далее. Всё было». Он отметил, что и сам был на протяжении нескольких лет связан с комсомольской работой. «Здесь объективные и субъективные причины того, что нашу организацию не все воспринимают с вдохновением каким-то и однозначностью. Однозначности не будет. Это точно. А то, что не все воспринимают положительно, – к этому надо относиться спокойно», – считает белорусский лидер. Полярность точек зрения Глава государства связывает и с тем, что идет борьба за молодежь, которой предстоит жить и работать не только в Беларуси, но, возможно, и за рубежом. «Только не теряйте свои корни», – предостерег Президент. Александр Лукашенко в своем выступлении коснулся и тех позиций, которых стоит придерживаться молодежи. «Как Президент я хочу, чтобы вы не клонились ни влево, ни вправо. Чтобы вы понимали, что вам надо жить, создавать семьи, растить детей. Вы должны в это бурное время, чтобы не утонуть, придерживаться спокойных центристских ориентиров», – отметил Глава государства. Он призвал молодых людей стараться не совершать ошибок, за которые им потом может быть больно, а тем более которые впоследствии нельзя будет исправить. Президент также обратил внимание, что в обществе всегда высоки запросы на справедливость. Александр Лукашенко привел в пример недавние социологические исследования в России, во время которых люди на первое место поставили вопросы справедливости. Принцип справедливости всегда лежал в основе политики, проводимой в современной Беларуси. «Люди требуют справедливости. Вот наша идеология, которой мы должны придерживаться, – подчеркнул белорусский лидер. – Запрос на справедливость не только в России. У нас всегда был». Глава государства выразил уверенность, что белорусский народ никогда не потерпит несправедливости. «Поэтому и политику мы проводим более мягкую, спокойную, нацеленную на справедливость. Но не в будущем, а в настоящем», – сказал он. Александр Лукашенко констатировал, что все факты, связанные с основными вехами развития комсомольского движения, не подлежат никакому сомнению, их нельзя переписать или скрыть, они навсегда остались в истории.
3 «Но понятия дружбы, братства, единства, любви к Родине, веры в будущее, ставшие гимном Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, и спустя 100 лет не потеряли своей актуальности. Поэтому, когда распался Союз и новые государства перечеркнули славную историю комсомола, мы подхватили его знамя и передали своим детям, – обратил внимание Глава государства. – Наше достояние в том, что только мы, пусть в другом виде, под другим названием, сохранили нашу молодежную организацию. Мы были первые, кто пошел этим путем. А сегодня за нами идут и другие, и огромная Россия тоже пришла к пониманию этого». Создавая молодежную организацию, в Беларуси ничего не придумывали, а взяли за основу связь поколений, преемственность, историческую память, заметил Александр Лукашенко. «Вы должны знать и помнить, что являетесь наследниками героев, что надо жить так, чтобы не было стыдно перед их памятью. Беречь правду о героическом прошлом, рассказывать ее подрастающему поколению, потом – своим детям. Сохранить мир и единство, завещанные нам комсомольцами. Продолжить их дело – жить и работать во имя счастья и благополучия будущих поколений», – добавил Президент. Александр Лукашенко отметил, что построено сильное, суверенное государство, были сохранены лучшие достижения уходящей эпохи, чтобы новые поколения рождались и росли в мирной, независимой стране, знали свои корни, понимали традиции и уважали историю. «Так и случилось. Мы воспитали достойное поколение. Но, к сожалению, в глобальном и нравственном смысле мир не стал лучше. Борьба добра и зла не прекращается. Она проникает в духовную, социальную, экономическую и политическую сферы. Через книги, новости, фильмы, рекламу, моду. Это фронт, где не стреляют, но тоже бьют на поражение – только через сознание людей. Это самое опасное и самое страшное», – заявил Александр Лукашенко. Не потерять в такой битве свой моральный облик, свой мир – это подвиг, подчеркнул Глава государства. Задача молодежи, по его словам, – отстаивать высокие идеалы честности и справедливости, традиционные духовные ценности в мире скептиков и циников, в мире конфликтов и войн, которые пусть и не затронули белорусскую землю, но подошли слишком близко к ее границам. «Наша с вами задача – уберечь этот клочок от потрясений, ибо негде будет жить ни нам, ни вам, ни тем более нашим детям», – сказал Президент. «И если проследим хронологию известных трагических событий, то увидим, что точкой отсчета многих стало целенаправленное манипулирование сознанием молодежи. И везде в этот процесс затаскивали молодежь, и она шла. Потому что молодежь, какими бы вы ни были, вы еще неопытные, у вас нет этой жизненной силы, которую вы приобретете со временем», – обратил внимание Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что государство делает всё для сохранения мира и спокойствия на белорусской земле. «Но ваша задача не дать шанса даже на попытку использовать ваш ум, интеллект и энергию в разрушительных целях. Вы созидатели, должны ими быть. Это ваш генетический код, если хотите. Природой и наследственностью в каждом из вас изначально заложена великая внутренняя сила добра. И мы, славяне, этим от многих отличаемся», – констатировал белорусский лидер.

Александр Лукашенко считает необходимым четко обозначить роль, которую в Беларуси должен играть Белорусский республиканский союз молодежи. «Надо определиться наконец-то с теми направлениями, по которым будет работать молодежь», – заявил Глава государства. В качестве примера он привел студотрядовское движение: «Это прекрасная форма. С точки зрения того, что молодежь, особенно сейчас, окунается в этот физический труд. И не только физический. Учится зарабатывать первый рубль для себя. Вот хорошее направление, которое «монополизировано» нашим союзом молодежи».
4 Президент отметил, что появляются и новые движения: волонтерство, наставничество, уход и помощь за больными и немощными, ветеранами.

«Нужно меньше громких слов и больше конкретных дел. Не распыляйтесь, не пытайтесь охватить всё и быть везде – вы не успеете. Определитесь в главном, по мере движения вы будете добавлять те или иные направления, которые сможете потянуть, – посоветовал Глава государства. – Не бросайтесь на то, чего вы не можете потянуть. Сегодня идет борьба, страшное противоборство, ошибок допускать нельзя, ибо противники будут жестоко это использовать. Они будут делать всё для того, чтобы вы споткнулись и упали. Поэтому будьте аккуратны и осторожны, давайте будем вместе советоваться». В качестве новых направлений деятельности Александр Лукашенко предложил создавать молодежи рабочие бригады, ведь в стране не хватает рабочих рук, есть где применить свои силы в промышленности, сельском хозяйстве. «Вам будут рады на нашем новом заводе «БЕЛДЖИ», на БелАЗе, на швейных и других предприятиях. Это будет ваш вклад в укрепление экономики страны. Возьмите шефство над строительством большого объекта. Назовите его молодежным, чтобы тоже оставить свой БАМ в истории уже современной Беларуси», – добавил Президент. «Каждый из вас должен понять: ничего в мире не дается без тяжелейшего изнурительного труда и испытаний – легкого хлеба не бывает, – констатировал Глава государства. – Надо активней подключаться к вопросам государственного управления. Если у вас есть серьезные предложения, мы можем обсудить их сегодня. Дельные, разумные идеи будут услышаны и учтены». Александр Лукашенко пожелал молодым людям быть стойкими, непреклонными и жесткими, защищая всё родное: землю и людей, историю страны и память, культуру и ценности. «При этом оставайтесь честными и порядочными. Просто будьте хорошими людьми. Только так мы сохраним нашу Беларусь», – резюмировал он. Во время встречи с активом БРСМ Президент рассказал о своей комсомольской юности, поделился воспоминаниями тех лет. Глава государства внимательно выслушал предложения молодых людей, обсудил с ними их инициативы, откровенно ответил на все вопросы и рассказал о своем видении тех или иных аспектов. Отдельно были затронуты вопросы развития спорта. Организаторы социального проекта «Личный пример» выступили с предложением открыть специализированные площадки для занятий воркаутом. Президент пообещал поддержку этому проекту и заметил, что в стране уже занимаются оборудованием спортивных площадок, в том числе в рамках благоустройства малых населенных пунктов. Рассказывая о своем личном отношении к спорту, Глава государства отметил, что старается уделять ему примерно два часа в день. «Я вообще в спортзале не занимаюсь, хотя много отдаю спорту. У меня норма два часа в день или чуть больше, которые я должен отдать спорту. Это обязательно. И вам советую. За вами дети потянутся», – сказал белорусский лидер. Президент признался, что занятия в залах, закрытых помещениях или, например, на беговой дорожке ему не по душе. «И вам советую больше заниматься на улице. Это прекрасно, особенно утром», – посоветовал Александр Лукашенко. Отвечая на вопросы молодежи, Глава государства сделал особый акцент на природном богатстве Беларуси, лесах и болотах, которые называют «легкими Европы». «Я вырос на природе, человек из деревни. Для меня это близко», – сказал он. Александр Лукашенко высказался в поддержку дальнейшей работы по озеленению белорусских городов и столицы не только в преддверии предстоящих Европейских игр, но и на перспективу. Этому направлению будет уделено дополнительное внимание и в рамках Года малой родины, под знаком которого в Беларуси проходят 2018 – 2020 годы. «Когда я принимал решение о том, что этот (2018-й) будет Годом малой родины, я понимал, что за год многое сделать не успеем. Поэтому будет три года. Но в каждом году будет какая-то идея, –
5 сказал Глава государства. – Может быть, процесс озеленения, возрождения природы малой и большой родины станет основным идейным содержанием 2019 года. В ближайшее время подумаем – министры, Администрация, молодежь свое слово скажет». От представителей молодежи прозвучало предложение во всех регионах Беларуси открыть парки семейных деревьев, где люди могли бы посадить дерево к какому-то знаменательному для них семейному событию. «Чудесная инициатива. Абсолютно поддерживаю. Человек придет и по плану, который будет в парке, посадит свое деревце», – отметил Александр Лукашенко. Он признался, что сам уже так поступил, посадив деревья со своими сыновьями и на территории Дворца Независимости, и жилой резиденции. Глава государства поддержал еще одно предложение: в следующем году провести республиканский форум сельской молодежи. Подобное мероприятие уже хорошо зарекомендовало себя на региональном уровне в Минской области. Александр Лукашенко пообещал посетить это событие, если поступит такое приглашение. В завершение встречи белорусский лидер поделился с молодежью подробными воспоминаниями о своей комсомольской юности, рассказал, как его принимали в эту организацию. «Для меня в жизни это большая была школа. Если бы не было комсомола в моей жизни, я бы не был Президентом, – сказал он. – А если бы и был Президентом, не был бы в отдельных вопросах таким эффективным, потому что я это понимаю (жизненные вопросы. – Прим. ред.) снизу». Александр Лукашенко подчеркнул, что ему было просто принять решение о своем участии в этой встрече. «Когда встал вопрос, быть или не быть Президенту на 100-летии и как его отмечать, для меня проблем не было. Мы сместили все мероприятия, очистили график. Я сказал: «Этот день мы должны посвятить этому великому празднику». Для меня это фундамент моей жизни, и я ни в коем случае не должен это забывать, невзирая на то, как к этому кто-то отнесется за пределами нашей страны, да и у нас», – заявил Президент. Говоря о современной молодежной организации, Глава государства отметил, что она также должна быть резервом кадров, откуда надо выдвигать наверх способных юношей и девушек. Преемственность поколений, а также преемственность таких понятий, как единство, любовь к Родине, дружба, братство, вера в будущее страны – эти темы лейтмотивом прошли через всю встречу Александра Лукашенко с представителями БРСМ и комсомола.

инфографика от 29.10 «Всесоюзный ленинский … союз молодежи» https://www.belta.by/infographica/view/vsesojuznyj-leninskij-kommunisticheskij-sojuzmolodezhi-14133/ http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-aktivom-brsm-19766/

                Беларусь является одной из лучших стран для жизни людей

Президент Беларуси совершил рабочую поездку в Гродненскую область

19 октября Одним из главных мероприятий рабочей поездки Александра Лукашенко стало посещение Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Глава государства отметил, что уже давно собирался посетить этот вуз и встретиться со студентами. Гродненский госуниверситет работает в рамках экспериментальной площадки по внедрению концепции «Университет 3.0». Она предполагает не просто подготовку специалистов, а обучение их действиям в условиях неопределенности, отсутствия готовых решений. В первую очередь речь идет о навыках предпринимательской активности, умении работать над коммерциализацией своих научных разработок. Для этого создается практикоориентированная образовательная среда, налажены связи с заказчиками кадров. Не остаются в стороне и процессы цифровизации.
6 Студенты рассказали Президенту о своих научных исследованиях и прикладных разработках, в числе которых учебная цифровая лаборатория – цифровые датчики и устройства, использующиеся на занятиях по физике во многих белорусских школах. Отечественные устройства более компактные и дешевые по сравнению с зарубежными аналогами, при этом сопоставимы с ними по качеству. Кроме того, оборудование имеет значительный экспортный потенциал и уже поставляется за рубеж. Было также представлено автоматизированное спектральное оборудование для научных исследований. Оно также востребовано за границей. Студенты вуза, в частности, изучают методику применения молекул-маркеров для ранней диагностики некоторых болезней, методику использования наночастиц для исследования нефтяных скважин. Многие разработки могут получить развитие на базе местного научнотехнологического парка. Александр Лукашенко ознакомился с проектом «Виртуальная Гродненщина». Он включает сайт для сопровождения безвизовой зоны. Студенты создают виртуальные экскурсии по достопримечательностям, а также объемные 3D-модели утраченных архитектурных памятников. Вниманию Главы государства была представлена и сетевая образовательная платформа университета – образовательный портал. С его помощью студенты могут в любое время и в любом месте получить доступ к учебным материалам, узнать актуальную информацию о деятельности вуза и даже пообщаться в чате с преподавателями. На базе вуза также работает студенческий медиацентр, который включает в себя теле- и радиостудии, кабинет периодической печати и фотографии. Здесь могут заниматься и получать первый журналистский опыт не только студенты, но и школьники. В университете также прошла встреча Александра Лукашенко с одаренной и талантливой молодежью. На нее были приглашены и студенты других вузов – Гродненского государственного медицинского университета и Гродненского государственного аграрного университета. А вот студенческие годы для будущего Президента были не самыми счастливыми, признался Александр Лукашенко: «Это тяжелейшие годы. Я не знаю, как у вас, но у меня было так: и тогда, когда я учился, осваивая историю, и тогда, когда мне пришлось заниматься экономикой. Я по складу гуманитарий, а потом меня посадили на скамейку и заставили изучать информатику, высшую математику и прочее, которое в основном мне в жизни не пригодилось». В том числе поэтому, сказал Глава государства, он уделяет много внимания совершенствованию высшего образования, пытается сделать его практико-ориентированным, настаивает на том, чтобы время пребывания в вузах было сокращено до минимума. «Если возможно за четыре года получить образование, надо, значит, за четыре, а не за пять или за шесть. И уже с первого, максимум со второго курса студент должен быть в поле, у станка, с фотокамерой – в зависимости от специальности», – уверен Александр Лукашенко. Он считает, что белорусская система образования должна готовить специалистов новой формации с хорошо развитыми предпринимательскими навыками. «Система образования должна поощрять инициативу. Это требование современного мира, – заметил Глава государства. – Зачастую мы страдаем именно от того, что не умеем выгодно представить интересы и возможности нашей страны за рубежом». В Беларуси активно используется модель «Университет 3.0», по которой работает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. «Результат этой программы – ваша сегодняшняя презентация. Конечно же, по тем направлениям, которые были представлены, она впечатляет», – отметил Александр Лукашенко. Для государства важно вовремя заметить студентов с ярко выраженными лидерскими качествами, нацеленных на политическую карьеру, обратил внимание Глава государства. «Если вы будете ориентированы и на государственную службу, я буду это только приветствовать, – сказал он. – Управленческие навыки надо развивать. Для этого у нас существует Академия управления при Президенте. Сейчас мы формируем там целостную систему
7 отбора претендентов на получение второго высшего образования. Я поручил, чтобы оставили небольшое место для того, чтобы могли и после средней школы там получать образование, но только самые талантливые и перспективные». «Подавляющее количество наших успехов зависит от того, какое управление. Поэтому буду очень рад, если у вас появится десяток-другой будущих госслужащих, управленцев. Мы готовы их принять в Академию управления, потому что это будет совершенно новое учебное заведение», – добавил Александр Лукашенко. Он также заверил, что достойных и готовых к госслужбе молодых людей в Беларуси будут всячески поддерживать. Белорусское образование в целом Глава государства считает качественным, конкурентоспособным и востребованным в мире. А бытующее мнение, что зарубежное высшее образование лучше белорусского, неоправданным. Данный тезис подтверждается тем, что в белорусских вузах обучаются сотни и тысячи иностранных граждан. Например, много студентов из Китая. «У них образовательные центры, богатейшая страна, но учатся у нас. И изобразительному искусству, медицине, по другим направлениям. Хотя уровень развития у них высочайший», – отметил Президент. Он обратил внимание, что если по западным рейтингам белорусские вузы могут занимать последние позиции из числа лучших, то, например, по китайским они находятся в начале аналогичных рейтингов. Александр Лукашенко считает, что такая расстановка позиций в западных рейтингах направлена на популяризацию собственных образовательных услуг. «Всё это политика. Надо опустить (других. – Прим. ред.), а себя приподнять. Это огромные деньги. Вы даже представить себе не можете, какую цену имеет образование», – сказал Глава государства. Александр Лукашенко констатировал, что попасть в высшие эшелоны общества за рубежом невозможно. «Вы всегда будете там чужими людьми, второго сорта, – подчеркнул он. – Две тысячи человек, которые получают там образование, и, может, половина из них остается, – это не проблема для государства. Но всё равно я как Президент хотел бы, чтобы наши молодые люди получали образование и работали здесь». Стремление части белорусской молодежи получить высшее образование за рубежом тревожит и требует внимания со стороны государства, отметил Президент. «Хуже, если талантливые молодые люди, вопервых, уедут за рубеж, получив образование здесь, а во-вторых, если они там получат образование и там останутся, – пояснил он. – Я вас не агитирую за то, чтобы вы куда-то ехали или не ехали. Если вы уже задумали, то, наверное, уедете или получите здесь образование и будете там работать. Это ваше дело. Но мой вам совет – не торопитесь, сначала разберитесь, где вам лучше». Наряду с этим Глава государства отметил, что в Беларуси готовы и будут перенимать всё лучшее, что есть в образовании на Западе, но не слепо копировать. «Революции нам не нужны. Мы уже прошли все эти революции, особенно в образовании», – сказал белорусский лидер. «Я категорически против того, чтобы мы слепо копировали чужие системы образования, у нас своя неплохая. Эту систему ломать не надо, ее надо совершенствовать, приспосабливая к современным условиям», – уверен Александр Лукашенко. Он также отметил, что белорусским вузам необходимо работать над развитием учебно-лабораторной базы, строительством новых общежитий, в том числе для привлечения иностранных студентов и экспорта образовательных услуг. Президент сообщил, что в скором времени проведет совещание, во время которого члены Правительства доложат, как выполняются его поручения по развитию системы высшего образования в стране. Отвечая на один из вопросов, Глава государства высказался и за развитие международного межвузовского сотрудничества. Он, в частности, готов поддержать идею о создании и развитии сетевого университета, который осуществлял бы свою деятельность в дистанционной форме с использованием IT-технологий. «Готов поддержать. Мы участники этого сетевого университета СНГ. По-моему, два вуза у нас пока (в этом участвуют. –
8 Прим. ред.)», – сказал Александр Лукашенко. «Уже опыт есть. Это возвращение к старому, поскольку разорвали эти связи. В этом нет ничего плохого», – заметил белорусский лидер. Что касается получения образования в таком вузе в дистанционной форме, Александр Лукашенко выразил уверенность, что к этому придут: «Мы сейчас рванули за IT, на цифру всё переводим. А здесь нам что мешает общаться и дистанционно получать образование в каком-то другом университете? Я не вижу проблем». На встрече было отмечено, что подобная практика уже используется и в Беларуси. Например, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы имеет договор о сетевой подготовке с вузом в Барановичах, в том числе осваиваются дистанционные формы подготовки. «Если будет такая востребованность, вы всегда получите поддержку», – заверил Глава государства. Александр Лукашенко считает важным для молодых людей иметь высшее образование, но при этом отмечает большую роль профессионализма. Даже, казалось бы, в простых профессиях есть своя высокая планка, к достижению которой необходимо стремиться. «Высшее образование в жизни очень важно, но к тому же надо быть профессионалом, – отметил Президент. – Без образования многие вещи просто невозможны». На встрече со студентами поднимались и некоторые другие вопросы, не связанные непосредственно с образовательной тематикой. Так, речь зашла о срочной службе в армии, подготовке защитников Родины. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что поступающие в вуз ребята фактически не проходят военную службу. «Мы же им отсрочку даем, а потом им после того, как закончат вуз, уже не хочется служить, они ищут разные способы... – отметил Глава государства. – Поэтому я сейчас думаю, как ребят, которые поступили в вуз, подготовить и сделать мужиками». По мнению Президента, отправлять студентов в армию можно на пару месяцев во время летних каникул. После первого курса они смогут получить начальную военную подготовку, после второго – освоить военную специальность. «Но в зависимости от того, к чему он больше склонен и чем занимается в вузе. Если он радиоэлектроникой занимается, значит, будет С-300 осваивать», – привел пример Глава государства. Продолжить армейские сборы можно и на последующих курсах. Так молодые люди, не отрываясь от учебы, фактически побывают в армии. «После окончания вуза, когда уже понюхает этот порох, он будет хорошим специалистом. Он получает офицерское звание и где-то еще три месяца после вуза служит как офицер, готовит молодежь и так далее», – добавил Александр Лукашенко. Президент заметил, что реализовать это в Беларуси, компактной стране, не проблема. Однако он обратил внимание, что это всего лишь один из возможных способов решения проблемы. Пока принимать такое решение не планируется, прорабатываются различные варианты. «Но мужик должен уметь разговаривать с оружием. В противном случае он не сможет защитить свою семью, своего ребенка, жену, мать. Это же наша функция – защищать и умереть ради женщины. Так было всегда», – подчеркнул Глава государства. Глава государства также ответил на вопрос, какой ему видится Беларусь, учитывая опыт зарубежных поездок и полученные в них впечатления. Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь является одной из лучших стран для жизни людей. Он в первую очередь обратил внимание на выгодное географическое расположение – на перекрестке транзитных путей. Это создает хорошие условия для заработка людей, экономического развития страны. «Сейчас через Беларусь движется всё. Потому что тихая, спокойная транзитная страна. Ну, окажи услугу человеку, который везет товар. Я утрированно говорю: где-то отремонтируй машину, предложи драники ему. У нас на трассе от Смоленска до Бреста везде хорошие деревни и города, – отметил Президент. – Да, миллиардером долларовым, как в России, не станешь. И не надо».
9 «Я вижу Беларусь как удобную для жизни. И тот, кто хочет здесь жить спокойно, растить своих детей и хочет заработать, он это всегда может получить», – заявил Александр Лукашенко. Он также заметил, что все довольны быть не могут. И для того чтобы чего-то добиться, необходимо приложить усилия, как, например, во время учебы в вузе. «Тот будет успешен, кто, срывая ногти и пальцы, карабкается на эту гору, получая образование, обучаясь и получая жизненный опыт, занимается собой. Тот получит больше. Всё зависит от человека», – уверен Президент. «У нас хорошая страна. В нее обратно домой хочется возвращаться», – добавил белорусский лидер.

инфографика от 19.10 «Разработки молодых ученых Беларуси» https://www.belta.by/infographica/view/razrabotki-molodyh-uchenyh-v-belarusi-14025/ http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-grodnenskuju-oblast-19724/

                 БГУ попал в рейтинг лучших вузов мира по физическим наукам

Белгосуниверситет вошел в рейтинг лучших вузов мира THE в категории "физические науки", сообщили БЕЛТА в пресс-службе БГУ. В тройку лидеров предметного рейтинга попали только вузы США: Принстонский университет, Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет. Первым среди российских стал Московский физико-технический институт. БГУ вошел в группу 601-800 из 963 представленных университетов мира. THE (Physical Sciences Subject Ranking Times Higher Education) – один из наиболее авторитетных и престижных рейтингов, который ранжирует только "высшую лигу" (1258 университетов мира) и публикует 11 предметных и несколько региональных рейтингов. Физические науки объединяют физику и астрономию, математику и статистику, химию, геологию и науки о Земле. Необходимым условием для участия является наличие более 500 публикаций по этим направлениям в изданиях, включенных в реферативную базу данных Scopus. Сравнение университетов в предметных категориях проводится по 13 критериям, разделенным на 5 групп: образовательная деятельность, научные исследования, цитируемость публикаций, международное сотрудничество, инновации. Включение БГУ в число лучших вузов по физике стало возможным благодаря высокому уровню научных исследований в данной области. В частности, отмечены итоги экспериментов, проводимых учеными Института ядерных проблем и физического факультета БГУ на Большом адронном коллайдере. БГУ в настоящее время пока единственный из отечественных вузов, который стабильно входит в основной рейтинг THE и предметный Шанхайский рейтинг по физике. В QS БГУ занимает 354-е место из 1 тыс. вузов, представленных в списке. Также в этот рейтинг с 2013 года включен БНТУ.-0-

"Октябрьская революция - это праздник мира и истинных прав человека"

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 ноября принял участие в торжественном открытии реконструированного моста через реку Припять в Житковичском районе. Как подчеркнул Глава государства, открытие новых значимых объектов в преддверии праздника 7 ноября в нашей стране уже стало доброй традицией. Нынешний год - не исключение. "Думаю, молодежь поддержит такие наши устремления", – считает Президент. Он отметил важность того, что сегодня после тяжелой работы вводится в строй этот значимый объект. Александр Лукашенко напомнил, что буквально в декабре минувшего года мост из-за аварийного состояния пришлось закрыть, что стало чрезвычайной проблемой для жителей Житковичского района, Турова.
10 Президент искренне поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве. "Главная задача государства - обеспечить достойное качество жизни своим гражданам и предоставить им равные возможности для полноценного труда независимо от места жительства", - заявил он. Александр Лукашенко поручил представить к наградам строителей и руководителей, которые занимались реконструкцией моста через реку Припять. Торжественная церемония открытия обновленного моста стала настоящим праздником для местных жителей, ведь действительно за очень короткий промежуток времени на государственном уровне была решена очень важная для них проблема. "Этот мост многому нас научил, - сказал Президент. - Мосты объединяют, в этом их функция, они не несут функцию разъединения или разделения. А это суть нашей политики - объединение". Глава государства считает символичным тот факт, что новый мост через Припять открылся накануне Дня Октябрьской революции. Он отметил, что это великий праздник, о нем помнят и старики, и среднее поколение."Жизнь меняется, меняются оценки - прошло сто лет. Давайте вспомним из истории то, что неоспоримо, то, что непререкаемо, - предложил Президент. - Почему свершилась эта революция в 1917 году и какие уроки мы должны извлечь из этого праздника". "Первое - это праздник мира. Почему? Помните из истории, какие события на территории нашего государства, Российской империи (туда входили многие постсоветские республики), разворачивались. Шла Первая мировая война, страшная война, гибли люди. Война требовала колоссальнейших затрат, экономика была разрушена, в том числе благодаря этой войне. Значит, первая причина Октябрьской революции - это война. И главный урок, который мы должны извлечь из нашей истории 1917 года, - это мир, мир и еще раз мир. Потому что война приводит к тяжелым последствиям. И тогда это привело к развалу страны, мы потеряли часть нашей страны, мы это знаем. До Минска у нас отрезали в результате войны, когда были заключены соглашения. Западная Украина, Западная Беларусь - мы их потеряли. Поэтому это праздник, который стучит нам в окно, к каждому в сердце и говорит, что должен быть мир для того, чтобы люди могли нормально жить", - убежден белорусский лидер. Второй урок, отметил Глава государства, опять следует из причин, породивших Октябрьскую революцию. "Это права человека, о которых мы очень много говорим", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он рассказал, что встречался сегодня с американцами. "Я им прямо сказал, что еду к вам и почему еду, и у нас зашла дискуссия по теме Октябрьской революции (как вы понимаете, они совсем по-другому все воспринимают). И я им сказал, что причина - это война, поэтому нужен мир. Мы очень долго дебатировали о правах человека, и я им привел пример событий того времени: вот где действительно были нарушены права человека и главное - право на жизнь. Люди шли непонятно на какую войну и погибали. Право человека на жизнь было разрушено, право на труд - люди не имели работы, куска хлеба. Как они могли жить, себя прокормить и кормить свои семьи. О каком праве на медицинское обслуживание можно было говорить тогда, о каком праве на образование можно говорить? Поэтому одна из причин 1917 года - это война, вторая причина - разруха. И главный второй урок, который надо извлечь, - это права человека. Когда идет война, когда разрушено народное хозяйство, когда люди не могут работать, когда кто сильнее приходит, отбирает последнее у слабого - нет речи о правах человека. Поэтому Октябрьская революция - это праздник мира и прав человека, истинных прав человека", - заявил Александр Лукашенко. По его словам, можно еще много говорить о причинах и извлеченных из той революции уроках. "Но я говорю это, чтобы услышали люди и наши идеологи и продумали. И мы четко довели этот сигнал до нашего населения, до молодежи, что Октябрьская революция - это не переворот, как сейчас в России некоторые говорят. Можно назвать переворотом, но это не тот переворот, который бы они хотели видеть тогда в нашем государстве. Им все надо перечеркнуть и переписать. Вот поэтому мы в свое время, наверное, мудро поступили, оставив этот праздник в нашей истории, и не бросаем в нее камни. Вы помните, что мы не все знаем, а отсюда и не все понимаем, что тогда происходило", - заметил Президент.
11 В связи с этим Александр Лукашенко коснулся Китая и народа этой страны, который не забывает того, что было в их истории. "Поэтому никогда не бросайте камни в свою историю. Это все было, и забывать нельзя и плохое, и хорошее. Оказывается, то, что с близкого расстояния казалось плохо, с далекого видится по-другому. Поэтому поздравляю с нашим добрым праздником, который ежегодно стучится к нам в дверь. Берегите мир, людей и их истинные права на жизнь, на труд, на образование, на здравоохранение, на воспитание детей!" - призвал Президент.
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-gomelskuju-oblast-19816/свернуть

Единый день информирования для обучающихся учреждений образования в 2018/2019 учебном году

развернуть

                                                                                         Приложение № 1

 

Единый день информирования

для обучающихся учреждений образования

в 2018/2019 учебном году

 

Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).

Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).

 

«ШАГ»

«Школа Активного Гражданина»

Форма работы

Организационные особенности

ШАГ 1

Сентябрь

 

 

 

 

Ток-шоу

«100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

«Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему).

Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

ШАГ 2

Октябрь

ШАГ 3

Ноябрь

ШАГ 4

Декабрь

ШАГ 5

Январь

ШАГ 6

Февраль

ШАГ 7

Март

ШАГ 8

Апрель

ШАГ 9

Май

Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»

1. Планирующий этап:

  • приглашение на единый день информирования определенной персоны;
  • определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).

2. Подготовительный этап:

  • определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
  • информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
  • подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
  • подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.

3. Проведение ток-шоу (45 минут)

  • во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
  • участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
  • модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
  • в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
  • завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.

4. Заключительный этап

  • подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.

Дополнительная информация

Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
  • мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
  • особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования

развернуть

Методические рекомендации

по организации и проведению информационного часа в учреждениях образования

 

Информационный час– форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.

Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.

Информационные часы проводятся еженедельноидолжны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожеланияучащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20до 45 минут.

Организация информационного часав учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.

Этапы подготовки информационного часа

1. Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.

Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

2. Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретносформулировать цель: какую информацию необходимо донести до молодежи? От ответа будет зависеть формат мероприятия: концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.

3. Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.

4. Распределение зон ответственностиОпределение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей.

При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.

  1.  Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.

6. Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.

7. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

8. Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

9. Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.

10. Проведение мероприятия.

11. Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.

В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:

  1. Краткий обзор свежих новостей.
  2. Введение в тему, статистические данные по проблеме.
  3. Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
  4. Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
  5. Форум –обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
  6. Рефлексия– обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.

Примерныеформы проведенияинформационного часа

Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» −мероприятие для учащейся молодежи в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь –  ….», выбор лучшего вопроса.

«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.

Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.

Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

Мастер-класс –эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказываети показывает, как применять напрактике новую технологию или метод.

Защита проекта– представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).

Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.

Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.

Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме. Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.

Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:

разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;

развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;

разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;

повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.

Качество проведенияинформационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывыобучающихся и студентов, которыеони могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.

Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. 

Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.

свернуть
Ещё в этом разделе