ВЫБОРЫ-2020

02.06.2020

 

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом и вступает в должность после принесения Присяги.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Общие правовые нормы о порядке избрания Президента Республики Беларусь установлены Конституцией. Детально порядок проведения выборов Президента урегулирован Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В силу закона Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Не вправе быть кандидатом в Президенты Республики Беларусь гражданин, имеющий судимость.

Предвыборная агитация за избрание кандидатов в Президенты может осуществляться после их регистрации Центральной комиссией на собраниях, митингах, в средствах массовой информации и на встречах с избирателями. В день голосования агитация запрещена.

Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

КАКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СОСТАВЛЯЮТ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ?

В соответствии со статьей 2 Избирательного кодекса Республики Беларусь правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Центральная комиссия).

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ?

Выборы Президента Республики Беларусь являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

В список граждан, имеющих право участвовать в выборах, включаются обладающие избирательным правом граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка для голосования. Граждане, зарегистрированные по месту пребывания, включаются в список только на участке для голосования по месту пребывания.

Гражданин, имеющий право участвовать в выборах может быть включен в список только на одном участке для голосования.

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать на выборах.

Избиратели участвуют в выборах Президента Республики Беларусь на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос.

КАКИМИ ПРАВАМИ НАДЕЛЕНЫ КАНДИДАТЫ В ПРЕЗИДЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ?

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио и по государственному телевидению.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, их доверенные лица в порядке, определенном статьей 451 настоящего Кодекса, могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право бесплатно опубликовать в средствах массовой информации свою предвыборную программу. Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, текст которой определяется кандидатом. Программа кандидата не должна содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде, призывов, побуждающих или имеющих своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, других кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь вправе изготавливать агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и другие материалы). Агитационные печатные материалы должны изготавливаться на территории Республики Беларусь. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.

Агитация в день голосования не допускается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.

В течение последних пяти дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, прогнозом их результатов.
При проведении предвыборной агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе принимать участия в агитации.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ?

При проведении выборов имеют право присутствовать наблюдатели - депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.

Наблюдатель вправе:
• присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;
• присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;
• находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;
• присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;
• наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим

Кодексом порядка голосования;
• обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии или его заместителю;
• получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов;
• знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с настоящим Кодексом;
• изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;
• направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах не позднее чем на третий день после выборов.

Наблюдатель не вправе:
• заниматься агитацией в любой ее форме;
• оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;
• создавать препятствия в проведении голосования;
• предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
• вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;
• заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;
• создавать препятствия для нормальной работы комиссий;
• находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;
вмешиваться в работу комиссий.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ДОСРОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ?

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства.

Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется.

Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.

При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования.

Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Центральной комиссией.

При получении бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей графе указанного списка. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, а также лиц, указанных в части четвертой статьи 13 настоящего Кодекса.

При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то при голосовании за кандидата избиратель ставит любой знак в квадрате под словом "за", а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом "против". Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования. В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.

Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой комиссии.

КАКАЯ УСТАНОВЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ?

Законодательством Республики Беларусь за нарушения законодательства о выборах установлена уголовная и административная ответственность.

В соответствии со статьей 9.10 Кодекса проведение агитации в день выборов, либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов:
- влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы:
- влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

В соответствии со статьей 191 УК воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, либо воспрепятствование работе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам, избирательных комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом:
-наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий:
- наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Согласно статье 192 УК подлог документов по выборам, либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, совершенные лицом, входящим в состав Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии:
- наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

В соответствии со статьей 359 УК насилие в отношении государственного или общественного деятеля, захват и (или) удержание его в качестве заложника, похищение и (или) лишение его свободы, совершенные в связи с его государственной или общественной деятельностью в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка,
- наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.