Память и боль белорусской земли

«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!»

Из обращения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.

Геноцид белорусского народа

Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах. 

Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...

С первых дней Великой Отечественной войны всю силу и мощь немецкой армии почувствовали на себе жители Минской области . На ее территорию наступала самая мощная из 3 группировок вермахта – группа армий «Центр».

25 июня 1941 г. были оккупированы Молодечно, Вилейка, Воложин; 26 июня немецкие войска вошли в Клецк, Смолевичи; 27 июня были заняты Слуцк и Узда; 28 июня – Дзержинск, Несвиж, Любань, Столбцы, Старые Дороги, Марьина Горка; 29 июня – Копыль; 1 июля – Крупки; 2 июля – Борисов, Мядель, Логойск, Червень; 3 июля – Березино.

На оккупированной территории устанавливался так называемый «новый порядок». Это заранее разработанный, целенаправленный план геноцида, ликвидации советского строя и его духовных ценностей, разграбление природного достояния и природных ресурсов.

Идеологической основой оккупационной политики были человеконенавистнические теории о «расовом превосходстве» немецкой нации над всеми другими; об «исторической необходимости» расширения «жизненного пространства» для немцев и их «неотъемлемом праве» на мировое господство.

Основным средством поддержания «нового порядка» были войска и различные службы СС (охранные отряды), СА (штурмовые отряды), СД (служба безопасности), гестапо (политическая полиция).

На территории Минской области в 1941 – 1944 гг. оккупанты разместили 8 дулагов – пересыльных лагерей для военнопленных (6 – в Борисове, 1 – в Молодечно, 1 – в Столбцах); 7 шталагов – стационарных лагерей рядового и сержантского состава; 26 оффлагов – стационарных лагерей для военнопленных офицеров (все 26 существовали в разное время). Самыми крупными из шталагов были:  Масюковщина – шталаг 352– за время существования лагеря погибло 80 тыс. человек, Молодечно – шталаг 342 – погибло 33 тыс. человек, Слуцк – шталаг 362 – погибло 14 тыс. человек, Борисов – шталаг 382 – погибло 10 тыс. человек.

Скученность, антисанитарные условия, следствием которых являлись сыпной тиф и другие эпидемиологические заболевания, отсутствие медикаментов, холод и голод, а также бесконтрольное применение оружия охраной приводили к большой смертности среди военнопленных. Только в 352-м шталаге в Масюковщине под Минском в ноябре – декабре 1941 г. умерло 25 тыс. человек.

Под видом борьбы с партизанами фашисты  провели 11 карательных операций на территории области: «Бамберг» (20.03.1942 – 04.04.1942), «Болотная лихорадка» (20.08.1942 – 20.09.1942), «Альберт I» и «Альберт II» (ноябрь 1942 г.), «Фрида» (ноябрь 1942 г.), «Франц» (январь 1943 г.), «Зимнее волшебство» (16.02.1943 – 31.03.1943), «Хортунг» (февраль 1943 г.), «Русалка» (24.02.1943 – 01.03.1943), «Котбус» (20.05.1943 – 21.06.1943), «Марабу» (17.05.1944 – 25.05.1944), «Баклан» (25.05.1944 – 23.06.1944). В ходе их проведения сжигались деревни, мирные жители расстреливались или вывозились в лагеря смерти или на принудительные работы в Германию.

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной Войны

развернуть

Что происходило в детском концлагере

 

Дорогами холокоста

 

Геноцид евреев во время Второй мировой войны

 

 

свернуть

Деревня Любель-Поль

развернуть

22 марта 2022 года в Пинском районе открыли обновленный памятник жертвам войны, массово казненным фашистами в деревне Любель-Поль. В день годовщины трагедии Хатыни и повторивших ее судьбу деревень и сел Беларуси жители Пинщины, ветераны, общественность, молодежь по традиции почтили память погибших. Это приобретает особый смысл, когда в стране расследуется уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

    Ежегодно 22 марта в Беларуси вспоминают ужасную трагедию Хатыни и других населенных пунктов на территории нашей страны, уничтоженных карателями во время Великой Отечественной войны. Одна из тех, кто стал сестрой Хатыни по несчастью, – деревня Любель-Поль. Всего в Пинском районе фашистскими оккупантами сожжены дома и массово уничтожено население около 60 деревень. Две из них – Семенча и Переходы – не восстановились.

    Во время войны деревня Любель-Поль находилась в зоне действия партизан. В июне 1943 года фашистские каратели сожгли деревню дотла вместе с жителями. В огне и от пуль нелюдей погибли тогда 105 жителей этого населенного пункта и соседней Вульки – в основном старики, женщины и дети. Их имена, а также имена тринадцати односельчан, которые пали смертью храбрых, сражаясь на фронтах и в партизанских отрядах, начертаны на памятнике.

 

свернуть

Сожжённые деревни Пинского района

развернуть

В годы Великой Отечественной войны с 1943 по июль 1944 года в Пинском районе фашистами и пособниками были полностью или частично сожжены 35 деревень – Бокиничи, Бобрик, Велесница, Вуйвичи, Вулька Лавская, Большие Дворцы, Велятичи, Городище, Гривковичи, Доброславка, Домашицы, Дубое, Жабчицы, Жолкино, Изин и другие. Всего немецко-фашистскими оккупантами сожжено 4450 дворов, уничтожено 2514 жителей.

В феврале 1943 года через деревню Дубновичи прошло партизанское соединение Сидора Артёмовича Ковпака численностью около 3 тысяч человек, двигаясь из Брянских лесов в Закарпатье. Партизаны прорывались с боями через Парохонск, Селище, Молодельчицы в сторону деревни Ласицк. Реки Бобрик и Припять форсировали по льду. Проводником народных мстителей на участке от Дубнович до Ласицка был житель деревни Дубновичи – Пилевич Александр Карпович.

Через два дня после прохода партизан, рано утром, Дубновичи окружили каратели, начали поджигать дома и стрелять зажигательными пулями. Часть жителей смогла вырваться из окружения и скрыться в лесу. Южную и центральную часть деревни фашисты сожгли до тла.

Второй раз каратели нагрянули в Дубновичи весной, на Пасху. Собрали людей в центре деревни, выстроили в колонну и под охраной направили на станцию Парохонск для отправки в Германию. Жилища сельчан сожгли полностью. Деревня, в которой до войны проживало более 900 человек, превратилась в чёрную безжизненную пустыню.
С февраля по апрель 1943 года во время карательных операций в д.Дубновчи фашистами было расстреляно 23 мирных жителя.

Памятный знак сожженной деревни Дубновичи открыт 9 мая 2014 года. Инициатором установки мемориального знака является председатель Сошненского сельисполкома Ребковец Янина Павловна.

 

 

свернуть

Хатынь: история трагедии

развернуть

В лесной глуши,

Под небом синим,

Над пеплом бывшего села

Звонят колокола Хатыни, –

Печальные колокола.

Вовек на камнях не сотрется

Подворный перечень имен.

В притихшей чаще отдается

Печальный звон,

Как тихий стон...

                                                                                              И. Василевский

История этого знаменательного дня связана с ужасами Великой Отечественной войны. Оккупировав летом 1941 г. территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле  «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За 3 года оккупации на территории республики нацисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2200 тыс. граждан.  Осуществляя на практике человеконенавистнический план «Ост», гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции, во время одной из которых и погибли жители лесной белоруской д. Хатынь.

Это произошло 22 марта 1943 г. В это утро на шоссе Минск – Витебск в 6 км от д. Хатыни партизанами из отряда «Дяди Васи» (Василия Воронянского), которые накануне заночевали в деревне, была обстреляна автоколонна фашистов:  убит офицер полиции и трое полицейских. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от преследовавших их фашистских солдат в лесу.

Во второй половине дня, вызвав подкрепление из г. Логойска, где дислоцировался батальон СС, каратели 118 полицейского батальона направились в близлежащую деревню. Озверевшие фашисты, ворвавшись в д. Хатынь, окружили ее. Все население Хатыни (стариков, женщин, детей) выгнали из домов и  загнали в колхозный сарай. Каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы, которых нашли и выходили жители соседней деревни. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский на долгие годы стал ее живым символом. По официальным данным он, «обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне». Каминский нашел своего израненного сына, но мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Этот образ позже был увековечен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни –  не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к мирному населению. В 1969 г. по решению партии и правительства республики на месте кровавой трагедии был возведен архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память увековечения жертв фашизма на территории Беларуси в 1941-1945 гг. (авторы: архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор народный художник БССР С. Селиханов).

Комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура отца с мертвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора –  Венец памяти с наказом погибших живым:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем. Перед каждым из сожженных домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках – бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска – печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 сек.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» – 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрожденных белорусских деревень, сожженных вместе с населением. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени – символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Мемориальный элемент «Стена памяти»  включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Беларуси. На территории мемориала также находится «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трех углах расположены березки. Вместо четвертой горит вечный огонь – в память о каждом четвертом погибшем жителе Беларуси.

свернуть
Ещё в этом разделе